Холодные цвета картинки: D1 85 d0 be d0 bb d0 be d0 b4 d0 bd d1 8b d0 b5 d1 86 d0 b2 d0 b5 d1 82 d0 b0 картинки, стоковые фото D1 85 d0 be d0 bb d0 be d0 b4 d0 bd d1 8b d0 b5 d1 86 d0 b2 d0 b5 d1 82 d0 b0

Содержание

Картинка в теплых и холодных тонах — MOREREMONTA

Ирина Колотева
Конспект по ознакомлению детей с искусством «Теплые и холодные цвета»

Программные задачи: Познакомить детей с теплыми, холодными цветами и их

повторить основные и составные цвета, цвета спектра;

закреплять умение составлять узор используя элементы декоративной росписи

(прямые, волнистые линии, круги, точки, завитки, дуги, кольца);

совершенствовать умение рисовать кончиком кисточки, примакиванием;

развивать внимание, память, точность движений, связную речь;

воспитывать любовь к творчеству, чувство прекрасного, эстетический вкус.

Словарная работа: основные, составные, холодные, теплые цвета, радуга,

смешивать, палитра, украшать.

Материал: половина альбомного листа, краски гуашевые, силуэты чашек из

бумаги, фланелеграф, лепестки 7 цветов спектра, портреты Солнышка и Снежной Королевы, таблица с распределением цветов спектра, кисточки, баночки с водой, игра «Составь букет».

Предварительная работа: знакомство с основными и составными цветами,

рисование радуги, разучивание считалки «Каждый охотник.»

I. — Смотрите, у нас в группе расцвел волшебный цветок (лепестки расположены на фланелеграфе в виде цветка) (Приложение 1)

— Сколько у цветка лепестков? (7)

— Как можно его назвать? (цветик- семицветик)

Цвета у цветика — семицветика идут друг за другом, как у радуги. Вспомните

считалку которую мы учили про охотника. (дети рассказывают считалку)

— А сейчас, положите перед собой лист бумаги. Наберите на кисточку красную

краску и нарисуйте слева вверху круг. Под ним — оранжевый, под оранжевым —

желтый. (вывешиваю таблицу). (Приложение 2)

Посередине нарисуйте зеленый круг.

Справа друг под другом — голубой, синий, фиолетовый.

Посмотрите, наши круги разделились на три команды.

Какие цвета в первой, второй, третьей команде?

Первая команда — красный, оранжевый, желтый — теплые цвета.

— Как вы думаете, почему их так называют, на что они похожи? (ответы детей)

Третья — голубой, синий, фиолетовый — холодные цвета. Что напоминают

эти цвета? (ответы детей).

Странно, почему же зеленый цвет остался без названия? А потому что он может быть и теплым, и холодным. Возьмите нарисуйте два зеленых круга,

один над уже нарисованным, другой- под ним. А теперь на верхний капните желтую краску и размешайте, на нижний- синюю и размешайте. Какие цвета

получились? Определите, где теплый, а где холодный?

II. Посмотрите, кто изображен на этих портретах? (показываю портреты Солнышка и Снежной Королевы). (Приложение 3)

— Как вы думаете, какие цвета можно увидеть в царстве Снежной королевы?

Солнышка? (ответы детей)

Давайте мы сделаем им подарки. Сначала мы подарим им букеты цветов.

Игра «Составь букет»:дети делятся на две команды. Одна команда составляет

букет из теплых цветов для Солнышка, другая — из холодных для Снежной

Королевы. В конце игры дети называют цвета. (Приложение 4)

III. И еще мы подарим Солнышку и Снежной Королеве чашки которые вы сейчас украсите. Чашку для Солнышка какими красками будете расписывать (теплыми). А для Снежной Королевы? (холодными).

Работа детей: дети расписывают шаблоны чашек теплыми или холодными цветами. Повторить как рисуются те или иные элементы. (Приложение 5)

IV. Итог: С чем вы сегодня познакомились? Назовите теплые, холодные цвета.

Для кого вы расписали чашку? Какие цвета использовали? Какие элементы?

Что нужно сделать, чтобы живопись была не «разукрашенной», а по-настоящему живой, интересной по цвету и грамотной? Как работать с цветом? В чём разница между такими действиями как писать и разукрашивать? Постараюсь ответить на эти вопросы, рассказывая о наработках из своего опыта художника.

Моё обучение живописи началось в детстве, когда мама записала меня в изостудию, а затем в художественную школу. Я много рисовал и писал — так уж хотелось научиться этому делу. Добившись успехов в разных областях рисунка и живописи, одно у меня никак не получалось — выразительность цвета. И цветовая гармония была, но живопись упорно продолжала быть «сухой». С годами, конечно, пришло и это умение. Но прошло много времени, прежде чем я осознал теоретическую основу этой победы. Ниже хочу поделиться ключевыми мыслями своих выводов.

Чередование тёплых и холодных цветов

В основе живописной выразительности цвета лежит гармония, которая может основываться на различных цветовых отношениях. Это отдельная большая тема. Но кроме этого есть ещё один принцип — это динамика или чередование тёплого и холодного. Благодаря этой динамике усиливается глубина цвета, живопись приобретает звучание и перестаёт быть «разукрашенной». Я убедился, что это один из основополагающих принципов в работе художника-живописца. Ну а теперь подробнее, что всё это значит.

Напомню, что цвета разделяются на две группы — тёплые и холодные. К тёплым относятся жёлтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый и множество производных от них оттенков. К холодным — синий, зелёный, фиолетовый… Названия этих двух групп основаны на впечатлении, которое производят соответствующие цвета. Например, синий и голубой ассоциируются с пространством, прохладой… А жёлтый и оранжевый — напротив, напоминают огонь, тепло, солнце…

Чтобы воплотить в живописи описанную выше динамику, необязательно чередовать такие чистые цвета, как, например, жёлтый и синий. Если Вы пишете, к примеру, траву в солнечный день, то в зелёный можно где-то добавить жёлтый, а где-то синий или фиолетовый. Трава на лужайке не превратится из зелёного в синий или жёлтый. Но зелёный цвет станет где-то чуть «синее», а где-то чуть «желтее». То есть зелёный будет где-то чуть холоднее, а где-то чуть теплее. Этой разницы достаточно, чтобы образовалась необходимая динамика тёплого и холодного.

Светотень и цвет. Рефлексы

Давайте рассмотрим всё это на примере коричневого кувшина из глины. Как известно, на любом объекте есть область света, полутени, тени, рефлекса и есть зона падающей тени. Такое распределение света называется законом светотени. Его изучают в самом начале обучения изобразительному искусству. Итак, как изобразить вышеупомянутый кувшин красками? Взять коричневый цвет и добавлять в него белый с чёрным, чтобы получились свет и тень? Нет. Это было бы разукрашиванием.

Со всех сторон предмет окружает среда из других объектов. Это могут быть стены комнаты, пол, окно, шторы, мебель. да что угодно. И это окружение окрашено в разные цвета, которые будут отражаться от нашего кувшина. Таким образом, свет и тень — это не просто светло-коричневый и тёмно-коричневый.

Например, свет голубого неба освещает кувшин слева. Значит, в наш коричневый мы должны добавить не только белый, но и синий. Эта смесь цветов станет светом на воображаемом кувшине.

Далее, предположим, с теневой стороны кувшин окружает жёлтая драпировка. Поэтому в тёмно-коричневый мы добавляем жёлтый — это будет тенью на нашем кувшине.

Полутень же мы сделаем бело-коричнево-зелёной, потому что с этой стороны кувшина стоит, скажем, зелёная шкатулка.

Что касается рефлекса, то эта часть кувшина окрасится в коричнево-жёлто-красный, поскольку с этой стороны будет лежать красное яблоко. Поэтому красный цвет отразится на тыльной стороне кувшина и смешается с основным коричневым и вышеупомянутым жёлтым.

Кстати, область светотени под названием «рефлекс» означает отражённый свет (и цвет тоже). Поэтому здесь соседние объекты будут оказывать наиболее сильное влияние. Тем не менее, цвета света, полутени и тени тоже будут разными, ведь на этих областях тоже скажется отражённый свет от других предметов, хоть и в меньшей степени. Руководствуйтесь таким принципом: если меняется свет, то будет меняться и цвет. Это очень важный момент. Цвет света, цвет полутени, цвет тени и цвет рефлекса — это разные цвета, а не просто светло-коричневый переходящий в тёмно-коричневый.

Возможно, Вы спросите меня: «А как же писать предмет, если окружение не столь разнообразно и со всех сторон отражается всего лишь один и тот же цвет?» В этом случае художник пишет немного «от себя» и привносит в живопись динамику тёплого и холодного, основываясь на понимании принципа, а не только на том, что видят его глаза. Если говорить о нашем примере с кувшином, то в основной коричневый добавляйте тёплые и холодные цвета, чтобы коричневый в различных участках кувшина становился то теплее, то холоднее. Вы увидите, как живопись преобразится и перестанет быть «разукрашкой».

К тому же у светотени есть ещё такая закономерность. Если свет имеет холодный оттенок, то тень стремится к тёплым цветам. И наоборот, если свет тёплый, то тень будет холодного цвета. Свет и тень противоположны друг другу не только по светосиле, но и по цвету.

Итак, мы увидели как зависит цвет от светотени. Изменение цвета на основе светотени — это один из способов привнести в живопись динамику тёплого и холодного.

Разложение цветового тона

Рассмотрим ещё один способ чередования тёплого и холодного. Данным приёмом активно пользовались импрессионисты. Как видно из названия подзаголовка, — это разложение цветового тона. Что это значит? Цветовой тон — это по-сути название цвета. Это не насыщенность и не светлота цвета. Это, собственно, сам цвет. Но как можно цвет разложить? Возьмём, к примеру, фиолетовый. Фиолетовый образуется путём смешения красного (бордового) и синего. Таким образом, разложить фиолетовый на составляющие означает взять синий и красный вместо фиолетового. Подобным образом поступали импрессионисты. Их живопись отличалась разложением сложных оттенков на чистые цвета.

Поэтому вводить тёплые и холодные краски можно не только когда меняется освещение предмета (есть свет, полутень, тень…). Если вы пишете равномерно освещённую плоскость, то её основной цвет тоже можно видоизменять, разложив на составляющие. Предположим, если эта плоскость фиолетовая, то вместо него можно использовать синий и красный. В итоге они дадут фиолетовый, но вместе с тем оживят живопись чередованием тёплого и холодного.

Оптическое и механическое смешение цветов

Теперь давайте посмотрим как вышеприведённые цвета — красный и синий — образуют фиолетовый. Это происходит благодаря оптическому смешению цветов. Когда разные краски находятся рядом друг с другом — они станут смешиваться в глазах зрителя. Чем дальше отходить от живописи и чем меньше мазки краски, тем сильнее станут смешиваться цвета. Именно таким оптическим смешиванием пользовались импрессионисты. Именно таким образом можно написать фиолетовую плоскость из вышеприведённого примера.

Но если Вам не хочется работать в стиле пуантилизма (точками), если больше нравится реалистическая живопись, то как быть в таком случае? Тут можно применить другой способ смешивания цветов — механическое смешение. Это когда Вы будете буквально смешивать краски на палитре.

Также, в работе можно пользоваться двумя видами смешивания красок одновременно. Рассмотрим такой пример. Вы пишете равномерный одноцветный фон в натюрморте, допустим, серо-фиолетовый. В таком случае, этот серо-фиолетовый можно разложить на серо-голубой, серо-розовый и серо-жёлтый цвета. Смесь голубого и розового даёт светло-фиолетовый цвет. А добавление к нему капли жёлтого придаст смеси более серый оттенок. Но эта «смесь» оптическая и намеренно недостаточно «сильная». Поэтому к каждому цвету мы механически подмешиваем серый.

Как видим, здесь использовалось и оптическое и механическое смешивание цветов. Сплошной серо-фиолетовый фон теперь состоит из «кусочков» разного оттенка. Этими «кусочками» могут быть мелкие мазочки или крупные пятна краски. Тем не менее они станут объединяться в глазах зрителя и произойдёт оптическое смешение цветов. Вместе с этим мы, всё-таки, смешивали буквальные краски между собой. Следовательно использовалось и механическое смешение тоже.

В результате мы получаем достаточно спокойный стиль письма, реалистическое изображение, небольшое разложение цвета и динамику тёплого и холодного. Всё, как говорится, «в одном флаконе». Едва различимых оттенков цвета достаточно, чтобы создать динамичное чередование тёплых и холодных красок, оживить картину и усилить глубину цвета. Поэтому совсем необязательно пользоваться чистыми и «кричащими» цветами, чтобы этого достичь. Совсем необязательно писать как импрессионисты и пуантилисты. Можно работать в реалистической живописной манере и, вместе с тем, достигать динамики тёплого и холодного, использовать разложение цвета.

Именно к такому живописному стилю я пришёл в итоге. Но, я ни в коем случае не возвожу его в закон и не называю единственно верным. Можно писать по-разному. Можно работать в различных стилях. Главное, чтобы в живописи наблюдалась динамика тёплых и холодных красок.

Итак, подведём итоги. Живопись оживает и перестаёт быть «разукрашкой» если использовать чередование тёплых и холодных цветов. Такое чередование красок возможно воплотить при помощи игры света и тени, а также при помощи разложения цветового тона. Чтобы разложить цвет используют оптическое смешение красок, а также оптическое и механическое одновременно.

Для лучшего понимания изложенного, можно посмотреть живопись таких представителей французского импрессионизма как Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро. Кроме этого хорошей иллюстрацией станут полотна Валентина Серова, Аркадия Пластова. Изучение живописных произведений поможет начинающим художникам увидеть как воплощается на практике, описанная выше теория.

Войти

Теория цвета. Теплые и холодные цвета. Тон и полутон.

Как уже говорилось ранее, цвета обладают тремя характеристиками — по одной из пары.
теплый-холодный
мягкий — яркий
светлый — насыщенный

Сегодня остановимся на различении теплых и холодных цветов

Сначала разберемся с хроматическими цветами

Для наглядности еще раз посмотрите на цветовой круг:

Как вы помните, все хроматические цвета можно составить из трех первичных цветов — красного , желтого и синего .

Красный и желтый психологически воспринимаются нами как теплые цвета, потому что ассоциируются с огнем и солнцем.

Синий психологически воспринимается нами как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом.

Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и желтый, считаются теплыми ( оранжевый , красный , желтый ), те же, в которых преобладает синий цвет ( синий , голубой , сиреневый ), считаются холодными .

Те цвета, которые содержат равное количество теплого и холодного цвета ( зеленый = желтый+синий , фиолетовый = синий+красный), обычно считаются нейтральными.

Теперь вернемся к тому, что все вторичные и третичные цвета состоят из двух хроматических цветов в разных пропорциях (при добавлении третьего появляется серый оттенок, но туда мы пока углубляться не будем). Тот цвет который преобладает, обычно и определяет цвет, тон (overtone).
Однако, в колористике немаловажен и другой цвет, входящий в состав оттенка. Этот цвет называется полутоном (undertone) . Полутона делают цвета внутри одного оттенка «теплыми» и «холодными» . Например, теплый красный и холодный красный. Холодный полутона — синие. Теплые полутона — желтые и красные. У оранжевого цвета не бывает холодных полутонов — это единственный абсолютно теплый цвет.

Вот примеры теплых и холодных оттенков одного и того же цвета:

Первый столбик — теплые полутона, второй — холодные полутона

Обычно, когда говорится о сочетании цветов, комбинируют цвета с одинаковым полутоном. В теории цветотипов под холодными и теплыми цветами подразумеваются как раз цвета с холодными и теплыми полутонами.

Общие правила сочетания цветов в зависимости от полутона:
Цвета с одинаковым полутоном хорошо сочетаются. Цвета с разными полутонами плохо сочетаются, однако, в одежде их можно иногда комбинировать в малых количествах для расставления акцентов.

Сравните:
1 картинка — холодный фиолетовый (полутон синий) + холодный зеленый (полутон синий) — гармонично
2 картинка — холодный фиолетовый (полутон синий)+ теплый зеленый (полутон желтый) — дисгармония

В природе обычно сочетаются цвета с одним полутоном

Холодные полутона : холодный синий, голубой, холодный яркий красный, бордовый, холодный зеленый, светло-серый.

Теплые полутона : теплый желтый, желто-оранжевый, красная глина, теплый зеленый, оливковый, болотный

Теперь, что касается ахроматических цветов :

Чистые черный, белый и серый считаются холодными цветами — они хорошо гармонируют с ними.

Серый средней насыщенности может иногда выступать как нейтральный цвет, в силу того, что является соединением двух противоположных цветов.

как оттенки влияют на восприятие продукта — Маркетинг на vc.ru

Фотограф Сергей Сморовоз опубликовал на своем сайте перевод заметки предпринимателя Ника Коленды о психологии цвета и о том, как применять цвета в маркетинге в зависимости от характера бренда, типа продукта и поставленной цели. Редакция vc.ru частично публикует материал с разрешения автора.

168 151

просмотров

Вашему вниманию предлагается всеобъемлющий материал, посвящённый цветовой психологии.

Многие люди до сих пор несправедливо считают большую часть доступной нам информации о цвете ненаучной. Чтобы развеять это заблуждение, я изучил 50 академических исследований, посвящённых цвету, и нашел в них довольно любопытные и заслуживающие доверия выводы.

Мой материал представляет собой компиляцию этих выводов. Я подвёл итоги своего исследования в представленной ниже таблице. В следующий раз, когда вам нужно будет выбрать цвет, вы сможете воспользоваться этой схемой.

Эта обобщающая таблица даёт лишь поверхностные данные. Остальную информацию можно разделить на три части.

Часть 1. Психология цвета

Цвет повсюду. Оглядитесь вокруг: у всего есть цвет. Синий, красный, желтый, зелёный — этот список бесконечен. Мы окружены цветами. По такой всеобъемлющей теме должно быть огромное количество исследований, верно? Не совсем.

Я искал «цветовая психология» в Google Scholar, и система выдала 2480 исследований. Чтобы продемонстрировать вам вес этого показателя, я вбил в поиске другие запросы:

Как вы можете видеть, «психология цвета» находится на одном уровне с «мужским бельём».

Пролистав несколько доступных исследований, я сформировал модель, отражающую психологические эффекты, возникающие в связи с влиянием цвета на человека. Я назвал её «Цветовая модель Коленды» (к сожалению, здесь я поступил как нарцисс).

Эта модель описывает то, как мы оцениваем цвет. Вы можете пока не понимать её компонентов. Но в своем материале я постепенно рассмотрю все части этой модели.

1.1. Что такое компоненты цвета

Чтобы понимать базу представленной модели, нужно знать суть компонентов, составляющих визуальный характер цвета.

Например, тут все цвета синие:

Но все они выглядят по-разному. Почему так?

Согласно системе Манселла (Munsell, 1912), цвета включают в себя три составляющих:

  • Цветовой тон.
  • Яркость (светлота).
  • Хрома (насыщенность).

Цветовой тон

Цветовой тон (оттенок) — это общее название цвета.

Большинство маркетологов полностью сфокусированы на цветовых тонах, и в этом их ошибка. Исследования показывают, что и другие составляющие цвета (яркость и хрома) играют большую роль в эмоциональном воздействии (Suk & Irtel, 2009).

Яркость (светлота)

Яркость — это то, насколько светлым или тёмным является цвет.

  • Цвета с низким уровнем — темнее (они называются тёмными тонами).
  • Цвета с высоким уровнем — светлее (они называются светлыми тонами).

Хрома (насыщенность)

Хрома — это уровень насыщенности, то, насколько цвет яркий.

  • Цвета с низкой хромой выглядят выцветшими.
  • Цвета с высокой хромой выглядят яркими.

Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона, что полезно для маркетинга.

Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлоту и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда.

Labrecque, 2010, стр. 81

Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:

1.2. Почему мы предпочитаем определенные цвета

Любимый цвет большинства людей по всему миру — голубой. Но почему это так? И почему необычно предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего следуют такие вкусы?

Исследователи выдвигают три основных теории:

  • Биология или эволюция.
  • Теория гендерных схем.
  • Теория экологической валентности.

Биология или эволюция

Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.

Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-жёлтый — с солнцем и активностью.

Grossman & Wisenblit, 1999

Но почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый? Исследователи утверждают, что это различие следует из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling, 2007).

В те времена женщинам, чтобы найти еду, нужно было уметь видеть красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al., 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин.

Способность к цветовому восприятию и в особенности возможность различать длину волны красного цвета могли иметь большее адаптивное значение для собирателей (то есть для женщин), чем для защитников запасов (то есть для мужчин), что привело к формированию современных визуальных пристрастий и предпочтений.

Alexander, 2003, стр. 11

Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.

Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо повлияла на то, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, большее доверие внушают две следующие теории.

Теория гендерных схем

Половая принадлежность также влияет на цветовые предпочтения.

Как только наши дети осознают свою половую принадлежность, они начинают активно искать в окружающем мире информацию, связанную со своим полом, и объединяют всё найденное в собственную развивающуюся концепцию пола.

LoBue & Deloache, 2011, стр. 658

Когда дети ещё маленькие, мы подкрепляем их гендерные стереотипы: одеваем мальчиков в голубую одежду, а девочек — в розовую. Дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина». Так как дети испытывают потребность соответствовать собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, а девочки — к розовому.

В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от семи месяцев до пяти лет), чтобы изучить, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.

Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё сильнее отстранялись от розового (LoBue & Deloache, 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они узнавали больше про свой пол.

Теория экологической валентности

Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения, но эти объяснения ограничены.

Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?

Дать ответ способна теория экологической валентности (Palmer & Schloss, 2010). Согласно этой теории, восприятие определённого цвета развивается на основе приобретаемого с течением времени эмоционального опыта, связанного с ним.

Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше он ему будет нравиться.

Palmer & Schloss, 2010, стр. 8878

Эта идея подкрепляется теорией условного рефлекса. В одной работе исследователь попарно расставил ручки разного цвета с приятной и неприятной музыкой. К концу эксперимента большинство испытуемых забирало с собой ручки того цвета, которые стояли в паре с приятной музыкой (Gorn, 1982).

Теория экологической валентности может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вспомните, как выглядят игрушки: мальчикам мы даём голубые, а девочкам — розовые.

С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.

1.3. Как цвета получают свои значения

Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как они приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой, а чёрный — с трауром? Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower, 1981).

В ней утверждается, что в нашем мозге существует ассоциативная сеть — сеть взаимосвязанных знаний.

Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того, что это:

  • Эмоция (например, счастье).
  • Чувственный опыт (например, запах океана).
  • Семантический смысл (например, понятие «пляж»).

Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.

К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими. Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги), а некоторые — слабее (поезда, радио, металл).

С течением вашей жизни ассоциативная сеть будет разрастаться. С каждым новоприобретённым опытом вы будете создавать новые узлы и новые связи или укреплять существующие.

— Всё это замечательно, Ник. Но какое это имеет отношение к цвету?

— Спасибо, что спросили.

В вашем мозгу имеются узлы для каждого цвета. Сталкиваясь с каким-то из них, вы каждый раз изменяете узел этого цвета в соответствии с новым опытом.

Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синим цветом.

Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету.

Эта ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении.

1.4. Почему у цветов разные значения

Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают каждому цвету определённое значение. Например:

  • Голубой — спокойный.
  • Чёрный — приземлённый.
  • Желтый — весёлый.

Эти ассоциации верны, и мы вернёмся к ним ниже, но цветовая психология не так проста.

У цветов нет одного значения, которое бы описывало их полностью. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Вот что они включают в себя:

Опыт

У разных людей с цветами связан разный опыт. И он зависит от того, какое значение конкретный человек вкладывает в цвет.

  • Чёрный. Работники ритуальных агентств испытывают сильную связь между чёрным и трауром. Если они увидят его в другом контексте, он затронет их восприятие смерти и грусти.
  • Жёлтый. У сиделок образуется более сильная, чем у других, ассоциация между этим цветом и мочой. Если они увидят его в другой ситуации, он вызовет у них чувство отвращения.
  • Белый. У тех, кто часто катается на лыжах, возникает стойкая ассоциация между белым и приятным возбуждением.

Думаю, вы поняли суть. Несмотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.

Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию, прежде чем выбрать цветовую схему: есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт с конкретным цветом? Если да, нужно решить, полезна вам эта ассоциация или вредна.

Культура

Значения цветов могут различаться в зависимости от той или иной культуры. Например, на Западе любимый цвет большинства — голубой (Valdez & Mehrabian, 1994). Но это неприменимо к жителям Восточной Азии, там ситуация прямо противоположная.

Главный и основной американский цвет, голубой, считается в Восточной Азии холодным и ассоциируется со злом, а также с дурным поведением.

Schmitt, 1995, стр. 33

В этой заметке не будут учтены все культурные различия — я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире.

Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем продавать продукт или начинать маркетинговые кампании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение в тех или иных культурах.

Контекст

Цвета могут иметь разные значения в зависимости от контекста.

Контекст помогает определить, какие из связанных узлов в сети активны. Чёрные кухонные приборы, скорее всего, не запустят цепь ассоциаций, связанных с трауром, потому как посудомойки не имеют прямой связи с похоронными ритуалами.

Labrecque, 2010, стр. 20

В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений красный способен вызвать страсть. Именно поэтому на сайтах знакомств мужчины, одетые на фото в красное, кажутся женщинам более привлекательными (Elliot et al., 2010).

Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем — частично из-за того, что многие учителя используют ручки этого цвета для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия этого цвета (Elliot et al., 2007).

Прошлый опыт, культура и контекст — часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на это, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.

1.5. Что означает каждый цвет

Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Они были составлены на основе нескольких научных исследований.

В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал испытуемым логотип, выполненный в разных цветах, и попросил их дать ему оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.

Все приведённые далее характеристики были выявлены похожими методиками. Поэтому я надеюсь, что эти значения цветов будут более точными, чем где-либо ещё.

Ради ясности я вырезал цитаты, но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, то вы можете обратиться к таблице 3.2 в работе Labrecque (2010).

Эти ассоциации акцентируются на тонах, но все-таки они принижают значение светлоты и хромы, которые порой обладают большим эффектом, чем тон.

Светлота и насыщенность производили более значительный эффект на эмоции, чем тон… к текстам, описывающим ранние эксперименты, которые изучали и определяли только особенности тонов, стоит относиться скептически.

Rider, 2009, стр. 7

Так что не стоит полностью полагаться на информацию из таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях материала.

Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но как и почему они влияют на наше восприятие и поведение?

Как пишет Crowley (1993), цвет способен вызывать две реакции: возбуждение и оценку.

Возбуждение

Возбуждение — это психологическое состояние, для которого характерно повышение адреналина, кровяного давления и скорости сердцебиения. Человек чувствует себя более активным.

Множество исследований показало, что тёплые цвета повышают возбуждение. Например, Crowley (1993) обнаружил существование U-образного отношения между возбуждением и длиной цветовой волны:

Когда вам встречаются тёплые цвета (красный, оранжевый), вы испытываете немедленную биологическую реакцию. У вас повышается уровень адреналина, давление тоже повышается. Вы испытываете сильную стимуляцию.

В зависимости от цели рекламной кампании повышенное возбуждение способно как помочь, так и навредить.

Оценка

Далее к возбуждению добавляется оценочная реакция: нравятся ли потребителям выбранные вами цвета?

Crowley (1993) обнаружил, что людям чаще нравятся цвета с более короткой длиной волны. Давайте объединим эту информацию с полученной ранее:

Но вот вопрос: почему цвет вызывает оценочную реакцию? Ответ связан с ассоциативной сетью. Как только вы сталкиваетесь с цветом, ситуация активирует ваш узел именно этого цвета.

Активность узла распространяется на все те, которые с ним связанны.

Как только окружающие узлы активизируются, содержащаяся в них информация временно включается в вашу систему мировосприятия.

Итак, применим эти знания к цвету. Ранее я сказал, что женщины находят мужчин, одетых в красное, более привлекательными. В этой ситуации работают два механизма.

Во-первых, когда женщина сидит на сайтах знакомств, её узел страсти и романтики активен. Поэтому все связанные узлы также включаются в работу, в том числе и узел для «красного».

Это крайне упрощённая диаграмма. На самом деле узлы будут взаимосвязаны между собой. Часть из них также связана с красным (к примеру, розы, сердца, День святого Валентина). Поэтому они будут дополнительно влиять на активацию красного.

Эта повышенная скорость обработки создаёт приятное ощущение в мозге. От того, что женщине приятно оценивать фотографию мужчины, она начинает считать его более привлекательным (смотрите Alter & Oppenheimer, 2009).

Механизм работает и в обратную сторону: если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы, включая те, что относятся к страсти и романтике. Женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе.

Для тех, кому интересно более подробное объяснение этого механизма, я записал короткое видео:

Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может вызвать тот же эффект, что и его визуальное восприятие.

В одном исследовании у испытуемых при размышлениях о жёлтом цвете происходили те же неврологические изменения (активация левой веретенообразной извилины), что и при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al., 2007).

То есть люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «жёлтый»), могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al., 2009).

Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета и его субъективное восприятие основываются на эмоциональном и семантическом значении, которое ассоциируется с этим цветом.

Нам всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился: какие факторы влияют на нашу оценку цвета.

1.7. Что делает цвет «хорошим»

Люди рассматривают три основных фактора при оценке цвета:

  • Уместность.
  • Эстетика.
  • Значение.

Уместность

Маркетологи зачастую выбирают цвета, основываясь на предпочтениях людей. Зачастую это неправильный подход. Вам необходимо понять уместность цвета.

Например, большинство людей предпочитают голубой цвет коричневому. Но, предположим, что вы покупаете стол. Большинство людей выберут коричневый, так как он выглядит уместным.

Люди зачастую выбирают цвет для стен в своём доме, основываясь на том, какие эмоции они хотят испытывать в каждой отдельной комнате (Schloss, Strauss, 2012).

Говоря о семантическом значении, стоит обратиться к исследованию Kauppinen-Raisanen and Luomala (2010). Они попросили людей оценить лекарства от боли в красной упаковке. Комментарии продемонстрировали концентрацию людей на семантическом значении:

  • «Если у вас головная боль и вам нужно то, что её снимет, вы не захотите наткнуться на напоминание о крови».
  • «Если вам нужно что-то проглотить, то красный цвет слишком жгуч. Его будет неприятно ощущать в своём горле».

Эстетика

Этот материал сфокусирован на ассоциациях и значениях цвета, но нельзя игнорировать эстетику. Никогда не выбирайте цвет, основываясь исключительно на его эмоциональном и семантическом значении. В конце концов, ваш продукт или дизайн должен быть привлекательным.

Эстетически привлекательный дизайн может:

Вот почему цветовая психология никогда не будет шаблонной наукой, и это правильно.

Значение

Третий фактор — это значение. И он включает в себя две составляющих: социальную и функциональную.

Если речь идёт о социальном значении, нужно задать вопрос: удобен ли ваш цвет с точки зрения общества? Например, определённые стили одежды могут быть в моде — из-за этого они имеют большую социальную значимость.

Функциональное значение отвечает на вопрос, удобен ли ваш цвет с практической точки зрения. Например, на серебряных машинах не видно пыли и царапин, в то время как на чёрных машинах пыль и царапины виднее, и этот цвет имеет меньшее функциональное значение.

Резюме

Теперь, когда вы познакомились с теорией и научными знаниями о восприятии цвета, цветовая модель Коленды должна стать яснее.

Вы можете обращаться к ней, когда нужно будет вспомнить, как именно потенциальные клиенты воспринимают ваш выбор цветов. И всё же эта модель не говорит, какие именно цвета вам помогут. Об этом речь пойдёт во второй части.

Часть 2. Применение в маркетинге

В этой части я собираюсь объяснить содержание таблицы, представленной в начале материала. Я разберу все её элементы, чтобы вы понимали, как выбирать лучшие цвета для разных маркетинговых целей.

2.1. Уровень возбуждения

Ранее я писал, что холодные цвета снижают уровень возбуждения, а тёплые — повышают. Но когда нужно его повышать, а когда — снижать?

Низкое возбуждение (релаксация)

Когда вы расслаблены, время идёт быстрее.

Всё, что повышает ощущение расслабленности в процессе ожидания, увеличивает скорость течения времени. Иначе говоря, ощущение тревоги или напряженности ведёт к замедлению восприятия скорости времени.

Gorn et al., 2004, стр. 215

К примеру, люди, которые боялись пауков, сообщили, что в присутствии этого насекомого время шло медленнее (Watts & Sharrock, 1984). В другом исследовании люди сказали, что продолжительность времени была больше, когда они смотрели в глаза сердитому человеку (Thayer & Schiff, 1975).

Эта разница в восприятии времени происходит из-за наличия у людей внутренних часов.

Стресс или тревога могут ускорить внутренние часы человека (по этим часам пройдёт больше времени, чем на самом деле), поэтому ему будет казаться, будто время идёт медленно.

Valdez & Mehrabian, 1994, стр. 216

Из-за этого эффекта холодные цвета уменьшают время загрузки сайта в нашем восприятии (Gorn et al., 2004).

Этот эффект можно также применить к поведению во время шопинга. Холодные цвета действуют расслабляюще, поэтому людям хочется потратить на совершение покупки больше времени. Ещё они уменьшают время ожидания на этапе оплаты.

Униформа кассиров может влиять на ощущение того, насколько просто и быстро проходит процесс покупки… таким магазинам, как Target с их насыщенной красной атмосферой в зоне касс, возможно, стоит изменить выбор цветов в оформлении интерьера.

Labrecque, 2010, стр. 30

Сильное возбуждение (волнение)

Слабое возбуждение может ускорить течение времени. Но сильное возбуждение может стимулировать к действию, например, к импульсивным покупкам.

Активный клиент охотнее совершит импульсивную покупку. Для этой ситуации больше подходят активизирующие нас цвета, такие как красный и синий, в то время как умеренных цветовых волн, например, зелёной, стоит избегать.

Crowley, 1993, стр. 67

Возбуждение усиливает импульсивность, так как оно подавляет кортикальную деятельность (Walley & Weiden, 1973). Люди тратят меньше времени на обдумывание и обсуждение, следовательно, повышается вероятность того, что они будут действовать сейчас (например, совершать спонтанные покупки).

Итак, если вы хотите, чтобы кто-то принял немедленное решение, повысьте его возбуждение с помощью тёплых цветов.

2.2. Тип ментальной обработки

Так как возбуждение подавляет рациональное мышление, вы можете использовать это знание в маркетинге и в других случаях.

В основном мы обрабатываем информацию двумя способами:

  • Эвристическая обработка — быстрый и простой анализ.
  • Систематическая обработка — сложный и рациональный анализ.

Если ваши аргументы слабы, то вам нужно, чтобы люди пользовались эвристической обработкой. В таком случае используйте теплые цвета, чтобы повысить возбуждение и снизить влияние кортикальной деятельности.

Если вы убедительны, то вам нужно, чтобы люди использовали систематическую обработку — используйте холодные цвета, чтобы снизить их возбуждение.

2.3. Технология продаж

Цвета играют роль в двух разных способах продаж: в аукционе и в случае, когда стороны торгуются.

Аукционы

В одной работе исследователи проанализировали фоновые цвета аукционов eBay. Они обнаружили, что красный фон генерировал больший доход (Bagchi & Cheema, 2013), причем это связано с возбуждением, потому что оно провоцирует агрессию. Она влияет на людей, и они стараются перебить ставки конкурентов.

В ситуациях, когда клиенты соперничают друг с другом, чтобы купить редкий товар или продукт лимитированной серии, фирмы могут повысить желание платить, воздействуя на клиентов с помощью контраста красных и синих фонов.

Bagchi & Cheema, 2013, стр. 956

Торги

Если вы реализуете продукцию, торгуясь, то вам будут нужны противоположные цвета. Понизить агрессивность клиентов помогут холодные цвета.

На ситуацию могут повлиять даже такие мелочи, как одежда. Исследователи проанализировали данные по пенальти в НФЛ и НХЛ и обнаружили, что команды в чёрной форме получали больше пенальти (Frank & Gilovich, 1988). Может быть, получив эту информацию, вы захотите надеть что-то голубое на ваше следующее собеседование.

Узнать больше о тактиках продаж можно в моем материале.

2.4. Образ бренда

Большинство маркетологов используют цвета для выражения характера их бренда.

Данная таблица основана на исследовании от Aaker (1997), который выделил пять основных характеристик, передающих имидж марки:

  • Компетентность (например, The Economist).
  • Азарт (например, Spartan Race).
  • Стабильность (например, Wrangler jeans).
  • Искренность (например, Hallmark).
  • Утончённость (например, Apple).

Но что, если вам нужно передать более специфические черты?

Я составил ещё одну таблицу, выделяющую более узкие аспекты, основываясь на их практичности.

2.5. Поставленная цель

В зависимости от ситуации, вы часто будете стремиться к определённому результату. Цвет может помочь добиться трёх разных целей: получения внимания, какого-то действия или «лайка».

Внимание

Временами вам необходимо заполучить внимание людей.

  • Будет ли ваш продукт выделяться при розничной продаже?
  • Заметят ли люди ваше изображение в социальных сетях?
  • Заметят ли люди кнопку CTA на вашей странице?

Ученые из Kawasaki and Yamaguchi (2011) показывали людям разные цвета и изучали их мозг с помощью электроэнцефалограммы. Когда любимый цвет испытуемого был фоновым, его мозг становился активен раньше, чем он осознанно замечал этот цвет. Цвет подсознательно привлекает наше внимание. Но как вам его заполучить?

В некоторых исследованиях предлагают использовать тёплые цвета (например, Garber, 2000). Тем не менее, чаще всего лучшим решением будет контраст.

Ваше внимание естественным образом направлено в сторону визуально заметных объектов (Parkhust, Law & Niebur, 2002). Если вам нужно направить его в сторону CTA, выбирайте цвет, который контрастирует с тем, что окружает кнопку.

Этот принцип относится и к упаковке. Чтобы выделяться на полке с розничным товаром, она должна быть оригинальной.

Исследователи рассмотрели, как упаковка может сделать продукт визуально заметнее среди конкурентов. Оригинальные покупки привлекают внимание покупателей и повышают шанс непроизвольного отклика.

Labresque, 2010, стр. 31

Действие

Временами вам хотелось бы, чтобы цвет побуждал человека к действию — к покупке вашего продукта, репосту вашего контента или подписке на ваш блог.

Чтобы достичь этой цели, используйте цвета, которые повышают возбуждение, например, сильно насыщенные, но с низкой яркостью. Они влияют на импульсивность и склонны повышать вероятность проявления поведенческих реакций. Поэтому я использую желтый для моих CTA-блоков.

В одной работе исследователи из Bakhshi and Gilbert (2015) проанализировали данные репостов миллиона изображений с Pinterest и пришли к выводу, что люди чаще делились изображениями, на которых присутствовали тёплые цвета (такие как красный и розовый), и реже — если на них были холодные цвета (к примеру, голубой и зелёный). Повышенная активность, вероятно, провоцирует большее желание поделиться информацией.

Лайк

Временами вам хочется, чтобы цвета помогали формировать благоприятное впечатление о вашем продукте или бренде. Чтобы достичь этой цели, используйте цвета с более короткой длиной волны.

Для получения большего числа позитивных откликов в такой сфере, как отношение публики к рекламе, цвета с более короткой длиной волны (такие как голубой), вероятно, будут наиболее эффективны.

Crowley, 1993, стр. 67

Также стоит использовать более светлые цвета — такие как оттенки белого и светло-серого (Valdez & Mehrabian, 1994).

2.6. Тип продукта

Каков тип вашего продукта?

  • Утилитарный продукт, приносит функциональную пользу.
  • Гедонический продукт, приносит социальную или чувственную пользу.

Исследователи из Bottomley and Doyle (2006) протестировали роль цвета для этих продуктовых видов. Они провели опрос, чтобы узнать, какие цвета у людей ассоциируются с функциональной и социально-чувственной пользой.

Вот что они обнаружили:

  • Функциональные цвета: серый, чёрный, голубой, зелёный.
  • Социально-чувственные цвета: красный, жёлтый, розовый, фиолетовый.

В этом исследовании люди испытывали больше симпатии к продукту, когда цвета соответствовали ему. Функциональные цвета усиливали симпатию к утилитарным продуктам, а социально-чувственные — к гедоническим.

2.7. Оформление сообщения

Рекламодатели обычно описывают свой продукт с использованием определённой схемы:

  • Профилактика: возникновение каких проблем может предотвратить ваш продукт.
  • Польза: какую пользу принесёт ваш продукт.

Определённые цвета могут повысить эффективность этих схем. Как я объяснял в статье о рекламе, мы обычно ассоциируем красный с предостережением.

Из-за этой ассоциации красный активирует механизм настороженности. Когда люди видя его, распознают проблемы быстрее.

С другой стороны, голубой активирует сознание сближения.

Так как голубой обычно ассоциируется с открытостью, миром и спокойствием, он активирует мотивацию сближения, потому что эта ассоциация является сигналом благоприятной обстановки.

Mehta & Zhu, 2009, стр. 1

Ученые Mehta & Zhu (2009) протестировали эти цвета, использовав их в двух версиях рекламы зубной пасты:

  • Акцент на профилактике: она предотвращает кариес.
  • Акцент на пользе: она отбеливает зубы.

Красный активизирует настороженность и повышает привлекательность рекламы профилактической направленности. Синий активизирует сознание cближения и повышает привлекательность рекламы с акцентом на пользе от продукта.

2.8. Половая принадлежность

Ранее я описывал теории, стоящие за нашими цветовыми предпочтениями:

  • Эволюция. Женщины были собирательницами. У них развилась способность определять красные и жёлтые пищевые ресурсы.
  • Половая схема. С раннего возраста мужчин ориентируют на синий и голубой цвета, а женщин — на розовый.
  • Экологическая валентность. Основываясь на нашем опыте, мы начинаем испытывать положительные эмоции по отношению к определённым цветам.

Таким образом, женщины предпочитают тёплые цвета, а мужчины — холодные.

Это значит, что кривая предпочтений в тонах значительно отличается у мужчин и женщин. Обычно женские предпочтения круто возрастают к устойчивому пику в районе красно-фиолетовых цветов и стремительно снижается в районе жёлто-зелёных оттенков, в то время как мужские предпочтения смещены в сторону сине-зелёных цветов.

Hurlbert & Ling, 2007, стр. R624

Другие исследования показали, что мужчины предпочитают глубокие насыщенные цвета, в то время как женщины — менее глубокие и бледные (Radeloff, 1990).

Часть 3. Обобщение

3.1 Как использовать модель

Пройдёмся по примерам, используя большую таблицу, которую я показал вам в начале статьи.

Предположим, что вы используете схему с акцентом на пользе для продажи утилитарного продукта для мужчин. Вы можете выполнить следующие действия:

Шаг 1. Выделить все строки, подходящие под вашу ситуацию.

(В качестве примера строки отмечены коричневым цветом.)

Изображение — это просто выдержка из полной таблицы. Вы также можете отметить строки в других секциях. Но если целая секция не имеет для вас значения, вы можете её пропустить.

Шаг 2. Под каждой колонкой напишите итоговое количество выделенных отметок:

Шаг 3: Обратите внимание на цвета с наибольшим итоговым числом:

Используйте эти наивысшие оценки для выбора цвета. Но что, если вам надо выбрать несколько цветов? Давайте взглянем на ряд факторов.

3.2 Сколько цветов нужно выбрать

Итоговое количество цветов также может нести в себе семантическое значение. Ответ зависит от двух факторов:

  • Тип продукта.
  • Количество контента.

Тип продукта

Во-первых, вы должны понять, утилитарный ваш продукт или гедонический.

Небольшое количество цветов несёт утилитарное и серьёзное значение, в то время как большое разнообразие оттенков — гедоническое и весёлое значение (Bottomley & Doyle, 2006).

Я думаю, что большое количество цветов может быть даже неуютно-жутковатым.

В целом стоит следовать этому выводу:

  • Выбирайте меньшее количество цветов для серьёзных по своей природе продуктов.
  • Выбирайте большее количество цветов для несерьёзных по своей природе продуктов.

Количество контента

Мы все обладаем ограниченными ресурсами для обработки информации. Поэтому вам стоит подумать, какое количество контента будет бороться за получение внимания зрителя.

Допустим, что вы разрабатываете дизайн рекламы. Если она содержит много текста, клиентам будет нужно потратить больше обрабатывающих ресурсов, чтобы оценить её. Поэтому большое количество цветов может стать проблемой.

Для восприятия цвета также требуются обрабатывающие ресурсы. Так что если ваша реклама содержит много контента и много цветов, дизайн становится перенасыщенным. Исследования позволяют сделать вывод, что у людей в таком случае, вероятно, сформируется худшее мнение о вашем продукте.

Ученые Meyers-Levy and Peracchio (1995) протестировали эту возможность и обнаружили подтверждение вывода.

Когда речь идет об объявлении претензии или о налогах, отношение к информации будет положительным, если объявление будет оформлено проще и будет чёрно-белым. Цветом могут быть выделены только те элементы, которые соответствуют основной цели.

Meyers-Levy and Peracchio (1995), стр. 122

Очевидно, что всё опирается на цель вашего дизайна, но вы можете использовать следующие практические правила:

  • Если ваш дизайн сложный или насыщен контентом, снижайте уровни цвета.
  • Если ваш дизайн простой или не насыщен контентом, повышайте уровни цвета.

3.3 Какие цвета хорошо сочетаются

Согласно Schloss and Palmer (2011), восприятие содержит три компонента:

  • Парные предпочтения: насколько конкретному человеку нравится сочетание цветов.
  • Парная гармония: насколько сильно человек верит в то, что цвета подходят друг к другу.
  • Фигурные предпочтения: насколько человеку нравятся цвета объектов относительно их фона.

Исследователи из Schloss and Palmer (2011) провели несколько экспериментов и обнаружили, что один фактор влияет на все три составляющие: соотношение переднего плана и фона.

Цвета в противостоящих друг другу планах (например, передний и задний) смотрятся лучше, когда они разных оттенков:

Открываются очевидные эффекты от контрастных тонов и контраст яркости: теплые фигуры предпочтительнее видеть на холодном фоне, холодные фигуры — на тёплом, и желательно, чтобы фон при этом был контрастен переднему плану по яркости.

Schloss and Palmer (2011), стр. 568

Цвета на одном плане (например, только на переднем) смотрятся лучше, когда они одного тона.

И парные предпочтения, и парная гармония различаются в первую очередь в зависимости от тонового соответствия. Таким образом, пары похожих тонов в основном выглядят предпочтительнее и гармоничнее.

Schloss and Palmer (2011), стр. 567

Конечно, вы можете нарушить эти принципы. Но это знание может помочь вам в выборе цветовой схемы.

3.4 Как выбрать правильную цветовую схему

Теперь, когда вы знаете, из каких компонентов состоит эстетически приятная цветовая схема, вы можете выбрать верную комбинацию цветов.

Вот четыре популярные цветовые схемы.

Монохромная схема

Она использует разные оттенки одного тона:

Монохромные цветовые схемы удобны в простых сообщениях или для передачи утончённости бренда (Rider, 2009).

Также стоит задуматься об использовании монохромной цветовой схемы, когда вы выбираете цвета для одного плана, так как вариации похожи между собой (см. предыдущую секцию).

Схожие цвета (аналоговая схема)

Цветовая схема с использованием схожих тонов, расположенных близко друг к другу на цветовом круге:

Применение схемы с использованием аналогичных цветов может повысить вероятность восприятия дизайна как гармоничного из-за тонального сходства.

Триада

Триадные цветовые схемы используют три цвета, расположенные на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Эта цветовая схема, возможно, самая популярная.

Триадная цветовая гармония считается лучшей цветовой схемой. Вы можете использовать один цвет для фона, а оставшиеся два — для контента и выделенных областей.

Kissmetrics

Контрастная (комплиментарная) схема

Она использует цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге:

Такие цвета более контрастны, так как находятся на противоположных сторонах цветового круга. Если вы хотите повысить контраст между передним планом и фоном, используйте добавочные цвета. Вы можете использовать их, если нужно привлечь внимание к определённому элементу (например, к CTA-кнопке). Используя цвета, контрастирующие с окружающим контентом, вы естественным образом выделяете объект.

Чтобы вам было проще объединить всю полученную информацию, можно воспользоваться таблицей ниже:

Резюме

Психология цвета — потрясающая тема, но её всё ещё омрачает масса неточностей. Уверен, что и в этой статье они есть — но надеюсь, что всё же это был шаг в правильном направлении. Прежде чем мы попрощаемся, хочу отметить основные выводы.

Психология цвета — это наука

Маркетологи зачастую выбирают цвета произвольно, но вы больше не будете так делать. Теперь, поняв науку о цвете, вы можете стратегически анализировать свой выбор.

Обработка фотографии в холодных синих тонах

В этом видеоуроке Александр Киселев, автор рубрики «Жарим Raw» показывает, как обычную фотографию сделать более привлекательной в помощью двух программ Adobe Camera RAW и Photoshop CS6. Этот урок будет полезен, если вы хотите создать более холодный эффект на некоторых фотографиях, особенно, если они были сняты в холодное время года.

Прекрасные методики применения различных фильтров и модулей позволит почти любую фотографию превратить в конфетку.

1. Для начала начинаем обрабатывать цвета. Убавляем и прибавляем холодные и теплые оттенки по желанию, ну или как это показывает автор видео. Свет и контрастность трогать пока не стоит. Нормализуем тени. Убавим шум и чуть-чуть добавить резкости.

2. Осветлим чуть-чуть кожу для создания более холодного образа.

3. Основной оттенок фона — это синий, поэтому меняем его слегка на желто-зеленый. Все это делается для того, чтобы затем было легче создать эффект холода. В основном, теплые оттенки автор делает теплее, холодные — холоднее. Увеличиваем контрастность фона для того, чтобы модель более ярко выделялась.

4. Автор экспериментирует с цветами и оттенками в панели Hue, Saturation, Luminance. Вы можете выставлять параметры на собственный вкус и желание.  Все зависит от желаемого результата и исходника вашей картинки. Если же вы работаете на той же фотографии, то лучше сильно не менять параметры для получения подобного результата.

5. Переходим в Adobe Photoshop CS6. Через модуль Adobe Kuler корректируем цвета, добавляя больше синих оттенков и создавая холодную атмосферу.

6. Добавляем объем при помощи инструмента Dodge and Burn, работать следует осторожно, чтобы не возникло «пятен». Немного подправляем недочеты и ретушируем кожу.

7. Еще раз корректируем цвета и теплоту картинки. Добавляем немного яркости отдельным предметам, чтобы создать более объемное изображение.

Объединяем все слои и смотрим разницу до и после.

Все, ваша фотография в холодных синих тонах готова!