Физическое развитие старших дошкольников
Возраст 5-7 лет характеризуется активным физическим развитием ребенка. Происходят существенные изменения в работе всех физиологических систем организма:
- Совершенствуется нервная система
- Укрепляется опорно-двигательный аппарат
- Развивается сердечно-сосудистая система
- Активно растет мышечная масса
За год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост мальчиков в этом возрасте составляет 113-122 см, девочек — 111-121 см. Вес мальчиков — 20-25 кг, девочек — 19-25 кг.
Улучшается координация движений, повышается двигательная активность. Дети становятся более выносливыми, могут бегать без остановки 1,5-2 минуты. Однако процесс окостенения еще не завершен, поэтому нужно быть осторожными и избегать чрезмерных физических нагрузок.
Развитие познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный возраст — период активного совершенствования всех познавательных процессов:
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может заниматься одним делом 20-25 минут. Объем внимания составляет 7-8 предметов. Развивается произвольное внимание — способность сознательно направлять и удерживать внимание на определенных объектах.
Память
Преобладает непроизвольная память, но начинает формироваться произвольное запоминание. Ребенок может запомнить 7-8 предметов или слов после 3-4 повторений. Развивается словесно-логическая память.
Мышление
Доминирует наглядно-образное мышление. Ребенок может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Воображение
Бурно развивается творческое воображение. Ребенок может придумывать оригинальные идеи, создавать необычные образы. Воображение становится произвольным.
Социальное и эмоциональное развитие старших дошкольников
В возрасте 5-7 лет активно формируются важные социальные и эмоциональные навыки:
- Способность контролировать свои эмоции и поведение
- Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- Развитие эмпатии и сопереживания
- Формирование моральных представлений
- Становление самооценки и образа «Я»
Ребенок учится понимать эмоции других людей, проявлять сочувствие. Формируются представления о дружбе, взаимопомощи. Дети начинают осознавать свою половую принадлежность, проявляются гендерные особенности поведения.
Важную роль играет общение со сверстниками. В совместных играх дети учатся договариваться, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения.
Особенности игровой деятельности детей 5-7 лет
Игра остается ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Основные изменения в игровой деятельности:
- Усложняется сюжет и содержание игр
- Игры становятся более длительными (до 30-40 минут)
- Дети способны создавать игровые замыслы
- Появляются элементы сотрудничества в играх
- Формируется умение соблюдать правила игры
Преобладают сюжетно-ролевые игры на бытовые и профессиональные темы. Популярны игры в «семью», «магазин», «больницу», «школу». Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
Развиваются режиссерские игры, в которых ребенок управляет воображаемыми персонажами. Появляется интерес к настольно-печатным и подвижным играм с правилами.
Речевое развитие старших дошкольников
В возрасте 5-7 лет происходит активное совершенствование всех сторон речи ребенка:
- Значительно увеличивается словарный запас (до 3500-4000 слов)
- Развивается грамматический строй речи
- Улучшается звукопроизношение
- Формируется связная речь
- Появляется интерес к чтению и письму
Дети активно используют все части речи, умеют строить сложные предложения. Могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по картинке. Способны вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них.
Формируется фонематический слух. Дети различают на слух все звуки родного языка. Многие интересуются буквами и пытаются читать.
Особенности мотивационной сферы детей 5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте происходят важные изменения в мотивационной сфере ребенка:
- Формируется соподчинение мотивов
- Появляются новые социальные мотивы
- Возникает произвольность поведения
- Развивается самосознание
Ребенок способен подчинять свои действия более отдаленным целям. Появляется стремление к общественно значимой деятельности. Важным мотивом становится познавательный интерес.
Формируется внутренняя позиция школьника — желание учиться в школе. Дети интересуются школьными атрибутами, примеряют на себя роль ученика.
Развивается самооценка и уровень притязаний. Дети стремятся к достижениям, огорчаются при неудачах. Важную роль играет оценка взрослых.
Как правильно организовать развивающую среду для старших дошкольников
Для полноценного развития детей 5-7 лет необходимо создать соответствующую развивающую среду:
- Предоставить разнообразные игрушки и материалы для сюжетно-ролевых игр
- Обеспечить доступ к книгам, энциклопедиям, познавательным журналам
- Создать уголок для творчества с разными видами изобразительных материалов
- Организовать место для экспериментирования и опытов
- Подобрать развивающие настольные игры, конструкторы, головоломки
- Выделить пространство для двигательной активности
Важно поощрять самостоятельность и инициативу ребенка. Создавать условия для общения со сверстниками. Предоставлять возможность выбора деятельности.
Развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать раскрытию их потенциала во всех сферах.